PDF Печать E-mail

УДК 621.316.925

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ СИСТЕМ СБОРНЫХ ШИН РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Журнал Технічна електродинаміка
Издатель Институт электродинамики Национальной академии наук Украины
ISSN 1607-7970 (print), 2218-1903 (online)
Выпуск № 6, 2017 (ноябрь/декабрь)
Cтраницы 61 – 71

 

Авторы
В.В. Ниценко1*, Д.А. Кулагин2**
1 – ГП НЭК «Укрэнерго» Днепровская ЭС,
ул. Плотинная, 2, Запорожье, Украина, 69096,
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
1 – Запорожский национальный технический университет,
ул. Жуковского, 64, Запорожье, Украина, 69063,
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
* ORCID ID : http://orcid.org/0000-0002-3450-7649
** ORCID ID : http://orcid.org/0000-0003-3610-4250

 

Проанализированы недостатки дифференциальной токовой защиты сборных шин и известных способов возможной реализации их дифференциально-фазной защиты. Разработаны более совершенные способы сравнения фаз токов дифференциально-фазной защиты шин (ДФЗШ), в частности, приведены логические выражения для каждого предложенного способа, включающие в себя проверочные условия, выполнение которых требуется для обеспечения надежного пуска и срабатывания защиты при идентификации аварийного режима повреждения защищаемой системы шин. Приведены иллюстрации действия защиты при использовании каждого из этих способов в режимах внутренних и внешних коротких замыканий. Выбор наиболее целесообразного способа сравнения фаз токов для последующей его реализации устройством ДФЗШ проведен на основании составления их сравнительной характеристики по результатам теоретических и практических исследований действия защиты в аварийных режимах, сделаны выводы о преимуществах использования предложенного дифференциально-фазного алгоритма функционирования устройств релейной защиты сборных шин. Библ. 10, рис. 5, табл. 1.

Ключевые слова: релейная защита, дифференциально-фазная защита шин, реле сравнения фаз, угол блокировки, сборные шины, способы сравнения фаз токов.

 

Поступила                            28.10.2015
Окончательный вариант      30.08.2017
Подписано в печать             30.10.2017



УДК 621.316.925

ВДОСКОНАЛЕННЯ СПОСОБІВ РЕАЛІЗАЦІЇ РЕЛЕЙНОГО ЗАХИСТУ СИСТЕМ ЗБІРНИХ ШИН РОЗПОДІЛЬЧИХ УСТАНОВОК

Журнал Технічна електродинаміка
Видавник Інститут електродинаміки Національної академії наук України
ISSN 1607-7970 (print), 2218-1903 (online)
Випуск № 6, 2017 (листопад/грудень)
Cторінки 61 – 71

 

Автори
В.В. Ніценко1, Д.О. Кулагін2
1 – ДП «НЕК «Укренерго» Дніпровська ЕС,
вул. Гребельна, 2, Запоріжжя, 69096, Україна,
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
2 – Запорізький національний технічний університет,
вул. Жуковського, 64, Запоріжжя, Україна, 69063,
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Проаналізовано недоліки диференційного струмового захисту збірних шин і відомих способів можливої реалізації їхнього диференційно-фазного захисту. Розроблено більш досконалі способи порівняння фаз струмів диференційно-фазним захистом шин (ДФЗШ), зокрема наведено логічні вирази для кожного запропонованого способу, що містять перевірочні умови, виконання яких необхідне для забезпечення надійного пуску і спрацювання захисту у разі ідентифікації аварійного режиму пошкодження системи шин, що захищається. Наведено ілюстрації дії захисту при використанні кожного з цих способів у режимах внутрішніх і зовнішніх коротких замикань. Вибір найбільш доцільного способу порівняння фаз струмів для подальшої його реалізації пристроєм ДФЗШ зроблений на підставі складання їхньої порівняльної характеристики за результатами теоретичних і практичних досліджень дії захисту в аварійних режимах. Зроблено висновки щодо переваг застосування запропонованого диференційно-фазного алгоритму функціонування пристроїв релейного захисту збірних шин. Бібл. 10, рис. 5, табл. 1.

Ключові слова: релейний захист, диференційно-фазний захист шин, реле порівняння фаз, кут блокування, збірні шини, способи порівняння фаз струмів.

 

Надійшла                        28.10.2015
Остаточний варіант       30.08.2017
Підписано до друку        30.10.2017



Література

1. Афанасьев В.В., Адоньев Н.М., Жалалис Л.В., Сирота И.М., Стогний Б.С. Трансформаторы тока. – Л: Энергия, 1980. – 344 с.
2. Кужеков С.Л., Синельников В.Я. Защита шин электростанций и подстанций. – М.: Энергоатомиздат, 1983. – 184 с.
3. Ниценко В.В., Кулагин Д.А., Махлин П.В., Климко А.Н. Исследование основных расчетных параметров дифференциально-фазной защиты сборных шин энергообъектов и факторов электрической сети, оказывающих влияние на их выбор // Електротехніка та електроенергетика. – 2015. – Вип. 2/2015. – С. 87–94. Режим доступa: http://journal.zntu.edu.ua/et/files/ET22015/ET(2)_2015.pdf
4. Ніценко В.В., Кулагин Д.О. Дослідження методів реалізації вимірювальних кіл диференційно-фазного захисту збірних шин // Електротехнічні та комп’ютерні системи. – 2017. – Вип. 24 (100). – С. 28–38. Режим доступу: http://www.etks.opu.ua/?fetch=articles&with=topic&id=24.
5. Правила устройства электроустановок: Глава 3.2. Релейная защита. – Х: Форт, 2009. – 704 с.
6. Сборник директивных материалов главтехуправления Минэнерго СССР: Электротехническая часть. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 304 с.
7. Технічна політика ДП «НЕК «Укренерго» у сфері розвитку та експлуатації магістральних та міждержавних електричних мереж : СОУ НЕК 20.261:2017. – К.: ДП «НЕК «Укренерго», 2017. – 76 с.
8. Distributed busbar protection REB500 including line and transformer protection: Operating instruction. – Baden: ABB Switzerland Ltd, 2011. – 65 p.
9. Gajic Zoran., Hamdy Faramawy, Li He, Klass Koppari, Lee Max. Modern design principles for numerical busbar differential protection // Relay protection and automation for electric power systems, April 25–28, 2017. – Saint-Petersburg, 2017. – Pр. 1–16.
10. Nitsenko V.V., Kulagin D.O. Investigation of operation of differential-phase protection of busbars system voltage of 110-750 kV // Scientific Bulletin of National Mining University. – 2017. – No 4. – Pp. 60–67.